ИСТЕРИКА

10.04.99 (8)

“Фэны –это страшные люди”

В.Бутусов


Любителям бардовской песни посвящается

Моя база - это мои песни, мои тексты

Авгуры - древнейшая коллегия жрецов, толковавшая волю богов, главным образом на основании ауспиций, т.е. по наблюдениям за полетом и криком птиц.

С Авгуром (Иваном Качановым) мы познакомились достаточно давно. С первого раза стало понятно, что он очень талантлив. Мы давно планировали интервью, но он все тянул время. Наконец, мы, окончательно обнаглев, напросились в гости. Преодолев огромное расстояние, мы доплыли (сами знаете, весна все-таки!) до жилища поэта. Следом за нами вломились еще гости, поэтому беседа проходила в теплой, шумной и дружеской обстановке. После интервью Иван устроил, (специально для нас!) небольшой инпровизированный концерт, с живым звуком, на одну гитару. Нам, конечно, очень понравилось.

Досье: Иван Качалов родился 27 февраля 1976 года. Холост. Личность творческая, неординарная. Поэт, музыкант, творец. Предпочитает попсе бард и рок-музыку. В свободное время занимается туризмом.

Расскажи о себе поподробнее. Где работаешь?

Я работаю в Уфимском Юридическом институте, сразу же говорю, что работаю плотником. Работаю там уже четвёртый год. До этого работал оператором ПВЭМ, а до этого еще и слесарем-инструментальщиком.

Значит, музыке ты не учился?

Музыке не учился никак, никогда в жизни.

Играть ты научился сам?

На самом деле, я так играть и не научился, звуки какие-то извлекать вроде как...

А как пришла мысль научиться играть?

История такая: во-первых, у меня на гитаре начал играть лучший друг. Он то мне и показал первые три аккорда. Он же дал первый самоучитель, где были написаны только аккорды. Я стал пытаться играть. Играть не получилось. Мне подарили старую разбитую гитару, я научился играть на одной струне одним пальчиком "Чижика-пыжика" и на этом гитару забросил. Благополучно. Но первый толчок был дан. Затем другой мой друг, которого зовут Вайю, он привел меня в хорошую тусовочку, которая была при газете "Из рук в руки". Тусовочка "изрукоманов". Когда, в конце концов, мы все там собрались, и пришел один молодой человек, который играл на гитаре, Динго его звали. Он играл простые туристские песенки на двух-трех аккордах, все понятно, все ясно. И я загорелся во второй раз. После чего я брал его за шкирку, сажал перед собой, брал тетрадку и записывал досконально, что он делает с гитарой. Потом тусовка распалась, и я стал пытаться играть не те туристские песни, которые он мне показывал, а те песенки, которые мне нравятся: "Чижов", "Чайфов" и иже с ними.

Ты их подбирал?

Не просто подбирал, вызывал того же Вайю, у которого музыкальное образование, и он мне снимал один к одному, аккорды писал, а ноты я уже сам слышал. И где-то года три назад, наверное, даже четыре, под Новый год решил я написать первую песенку, так как стихи я писал давно, еще с 16-ти лет. Ну, написал. Потом другую, третью, четвертую и так уже, наверное, четвертый десяток пошел.

А записаться не пробовал?

Нет, просто не зовет никто.

Попробовал бы сам.

Кроме того, зачем мне записываться? Я могу записаться и здесь, дома.

А запись никому не показывал?

Ну, показывал. Уже практически у всех моих знакомых и друзей есть записи.

Дальше этого ты идти не хочешь?

Почему? Нет, не совсем. В этом году я как раз и начал впервые выступать. Начиная с "Агидели-99", потом в "Бард-кафе", в клубе "Грань" - т.е. как раз начал двигать себя в массы.

Расскажи поподробнее о фестивале авторской песни "Агидель-99"?

Он проходит каждый год. В прошлом году я приходил туда, но, очевидно, не тянул. В этом году я точно так же пришел, спел там, и оказалось, что прошел. Мне дали спеть одну песенку "Птицы-кулики" со сцены Малого зала.

А какой принцип построения фестиваля?

Сначала предварительный отбор. Подаешь им еще вдобавок текст на бумажечке, хотя не обязательно. Я, к примеру, не подавал песню на литовку. Но песня, очевидно, понравилась им, и меня выпустили именно с ней, хотя я не ожидал, что буду ее петь.

Фестиваль делится на туры?

Приходишь и играешь песенку, а они тебе говорят выступаешь ты или нет. Сам фестиваль проходит в Малом зале. Потом, в Большом зале РТИ проходит более большой концерт, так называемое выступление гостей. Там выступают мэтры, гости: Мичурин, Грахов, Новикова и иже с ними. Вместе с ними выступают и лауреаты, те, кто получил приз. В этот раз им давали такие маленькие сделанные гитарки.

И грамотки...

Ну и грамотки, наверное, не знаю.

А дальше они как-то помогают?

А как они могут помочь? Я не знаю, так как не прошел в лауреаты фестиваля. Соответственно, я не в курсе, что бывает с лауреатами.

А сколько было победителей?

Несколько человек. Там были лауреаты как авторы, исполнители - по номинациям. И одну гитарку дали тому, кто придумал эмблему фестиваля. Эмблема действительно красивая.

Кто входил в состав жюри?

Приехали гости из разных городов, барды. Ну и Грахов, Мичурин, Рустик Якупов сидел на прослушивание, а потом ушел.

Расскажи о вечере памяти Александра Башлачева в клубе "Грань".

Ну, там я тоже вышел, буквально две-три песенки спел. Пришла куча народа. Был акустический концерт, без "электричества". Просто стул, сцена и гитара. Кто хотел, тот и играл. Я же большую часть времени провел на лестнице, куря, потому что там вышли дети, которые в той же "Агидели" отсеиваются. Возвращаясь к фестивалю "Агидели-99", там прошли действительно достойные люди в лауреаты. В "Грани" получился просто вечер. Зальчик маленький, там сидит небольшая куча народа. На сцене люди выступали по предварительно составленному списку. Несколько человек мне запомнилось, но... Большинство было так, меловато. В основном играли только свое, ну была пара песен Башлачева. Как никак вечер памяти.

А кому пришла идея устроить этот вечер?

Я не знаю, в основном продвигал Реаниматор. Витя Евграфов его зовут, для тех, кто не в курсе.

А вечер памяти в "Бард-кафе"? Кто там выступал там еще кроме тебя?

Реаниматор и Стас Шкель, еще ребята приезжали, отыграли. Когда я заканчивал, доигрывал последнюю песню, там по пальцам можно было пересчитать народ. Потому что Витя распелся, начал петь Летова. Ну, может и не Летова, но вышел из регламента. Было весело, люди сидят, пьют пиво и реагируют.

А как ты туда вообще попал?

Собственно говоря, я впервые увидел афишку за три дня до выступления. Вот из нее и узнал. Мне давно обещала Света Даудова, которая там подвязалась. Она решила, что мне там нужно выступить. Собственно раньше я играл свои песни знакомым, друзьям и, соответственно, ей тоже. Когда их накопилось достаточно много, она меня позвала.

В ближайшее время что-нибудь намечается?

Как мне сказали, должен быть фестиваль "Живой Звук" - Всероссийский фестиваль рок-бардовской музыки на территории туристической базы "Ясная поляна". Это где-то в мае, если они найдут спонсоров. Поскольку я не организатор, ничего сказать не могу.

А в "Бард-кафе" не собираешься больше выступать?

А меня туда не звали.

А почему?

Все-таки мои песни не бардовские.

А какие?

Я не знаю. Песни у меня разные, но я считаю, что большая их часть требует аранжировки с группой. Группы у меня нет - и это, пожалуй, основная причина, почему я не записываюсь в студии.

А почему нет группы?

Нет группы и всё. Ну, нету! Где я ее возьму?

Возьми и собери.

А база? Нужна база. В конце концов, песни пишутся и ладно.

Но ты же не только для себя пишешь?

Правильно, поэтому я сейчас начал выходить в люди. Может быть, и группа как-нибудь наберется потихоньку.

Друг Ивана, присутствующий при беседе, заявил:

Придет время, и его узнают!

Как хочешь назвать группу?

Первое название было "Рой", когда я писал первые свои кассетки здесь, с небольшой толпой народа: на две гитары, бубен и маракасы. Это все было давно, проба пера. Сейчас нужно "электричество". Мне до этого еще довольно таки далеко, потому что нужна база в виде большого количества песен написанных. Я же не музыкант, а текстовик. Моя база - это мои песни, мои тексты. Если я прихожу и не умею играть, а у меня еще и текстов нет. Я же не могу написать: "Вот нашлась группа, давай играть". А как я буду играть, если у меня нет песен?

У тебя же они есть!

А вот сейчас они накопились, причем накопились недавно, в последний год, и то еще маловато. Поэтому я начал постепенно выходить в свет.

Ты стихи пишешь в каком-то определенном состоянии?

Ну, про состояние - это однозначно, что оно какое-то должно быть. Какое это состояние, я, убей Бог, не знаю.

Под разное настроение получаются разные стихи?

Нет, естественно нет. От настроения это не зависит. Я не знаю, о чем я пишу, я не знаю, для чего я пишу. И вообще, я не знаю, что я напишу в следующую секунду.

То есть пишешь ты образами, какими-то ощущениями, впечатлениями?

Никакими не ощущениями, не впечатлениями - просто текстом.

То есть, он у тебя сразу в голове рождается?

Да даже не в голове, а, наверное, в руке. В голове - это когда что-то не стыкуется, кое-где рифмовки нету или еще что-нибудь. Я давно обнаружил, что мои стихи нужно читать и песни, соответственно, слушать, руководствуясь определенным правилом - в каждом моем стихотворении или песне есть, ну строчка, от силы, которая стоит всего этого стихотворения. Вот эту строчку прослушал, - и все. Остальное оболочка.

С кем тебя чаще всего сравнивают? Какое сравнение тебя бы не обидело?

К моему глубокому удовлетворению в последний год меня перестали с кем-то сравнивать. Ну, наверное, просто привыкли. А с кем? Я не знаю. Барды мне ближе по духу. Тот же Высоцкий. Владимир Семенович. Уважаю.

Какая музыка греет тебе душу, и какие альбомы являются ее яркими представителями?

Однозначно, русскоязычная. Рок: Шевчук, особенно ранний, "Чайфы", особенно не очень ранние, т.е. своего расцвета (конец 80-ых начало 90-ых), время выхода "Оранжевого настроения" и "Не беда". На мой взгляд, это их лучшие альбомы. Среди новых, относительно новых группок, очень много хороших есть: "Зимовье зверей", "Сплин". Да больше, наверное, никто. В какой-то мере Кинчев, в какой-то мере Цой. Пожалуй, все-таки, очень ранняя "Агата Кристи" и совсем немножко. Ну, Бутусова я еще не называл. В общем весь наш джентльменский набор. Б.Г.

Б.Г. давно сказал, что рок-н-ролл мертв, ты с ним согласен?

Рок-н-ролл - это изначально коммерческая музыка, с самого своего рождения. Вспомните, кто играл рок-н-ролл, вспомните джунгли грифельных досок, вспомните появление короля рок-н-ролла Элвиса Пресли. Как он появился, каким образом, т.е. это была самая стандартная раскрутка, как раскручивают у нас "белок", "стрелок", "жучек" и т. д. Нашли парня, нашли стиль музыки, который зарождался и приобретал своих поклонников, и стали его усиленно пропагандировать, назвав этого парня королем рок-н-ролла. Так что рок-н-ролл - это коммерческая музыка, поэтому как можно сказать жив он, или мертв? Жива, или мертва классика? Жива, но тем не менее, она не развивается. А рок-н-ролл просто стал классикой. Очевидно, что Гребенщиков это и имел в виду: отжил, развился и есть.

Ты хочешь сказать, что если у нас официально объявили панк мертвым, то он перешел в раздел классики?

Да, вполне. Почему бы и нет? Это не значит, что он умер. Будут продолжать играть и рок-н-ролл, и панк, и фолк, и кантри, и все, что угодно.

Как ты считаешь, из каких рок-музыкантов должна состоять идеальная рок-группа?

Никак не считаю. Известные рок-музыканты они и так идеальны в своем составе, в котором они находятся. Если они сделали что-то. Вряд ли получится лучше. Известный рок-музыкант - это его школа, его авторитет, его стиль жизни, стиль мышления. В одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань. Они пусть хороши будут сами по себе. Может из такого эксперимента и получится что-нибудь хорошее, но вряд ли оно будет превосходить то, что было. Главное для музыканта - это его выработанный, определенный стиль. Музыкант, он что-то познал свое, что другим не дано, и об этом поет, говорит. Лидерство в группе зависит от вкуса и таланта, кто более талантлив, тот и лидер.

А как насчет черной зависти к таким людям?

Я не знаю, я этого не испытывал. Встретимся лет через 10.

Ну, вот и посмотрим... До встречи. Вот, собственно, и все.

НОМЕР ПОДГОТОВИЛИ И НАПИСАЛИ:

Десяткина Екатерина,

Сорокина Елена.


г Copyright Истерика 1999

e-mail: hysterics@mail.ru


Hosted by uCoz