ИСТЕРИКА

8.03.99 (6)

“Фэны –это страшные люди”

В.Бутусов


15-тилетию “Алисы” посвящается...

лис А" в Зазеркалье

Однажды Константин Кинчев вместе со Святославом Задерием возвращались поздно ночью из гостей. Дорога к кинчевскому жилищу лежала через Красную площадь. Проходя мимо Мавзолея, Задерий поинтересовался у друга: “Ты был в Мавзолее?” – “Нет, не был”. – “Я-то тем более, - продолжал коренной петербуржец, - а не слабо нам сейчас зайти в Мавзолей, Ленина по щеке потрепать?” – “Ну что ж, пошли”, - отозвался москвич. “Костя только занес руку над ограждением, цепочка там была такая, - вспоминает Слава, - как начали бить куранты. Шесть часов утра. Костя подумал-подумал и говорит: “Не, не пойдем. Примета нехорошая: шесть часов бьет, и тут еще к Ленину идти..”

Панфилов “Кинчев” Константин Евгеньевич, он же “Доктор Кинчев” родился 25 декабря 1958 года. В начале Костя был Панфиловым, но потом взял фамилию репрессированного деда. Женат. Свою будущую супругу Александру Панфилову встретил в винном отделе гастронома “Елисеевский”. Саша зашла туда купить бутылочку шампанского, а будущий супруг стоял за спиртным покрепче – в этот день вся рокерская братия праздновала день рождение Юрия Шевчука. С тех пор прошло почти 10 лет. Теперь у них очень большая семья – 9-тилетний сын Константина, 10-тилетняя дочь Александры и самая маленькая, 5-тилетняя дочь от их нынешнего брака – Вера.

Юность. Начало музыкальной карьеры Кости следует считать общение с хиппи, когда он начал учиться играть на гитаре. Было тогда начинающему музыканту 14 лет. Свою значимость он начал осознавать еще с раннего детства. Гены (прадед – болгарский революционер) и воспитание сделали свое дело, – он стал звездой, ведь именно к этому он и стремился.

Довольно скоро юный Панфилов уже выдавал на гитаре запилы из репертуара “Led Zeppelin”. Однако его любимым певцом был Оззи Осборн. В 1974 году Кинчев совместно с С.Зориным создал команду под названием “Круг черной половины”, где играл на басу. Вскоре Костя открыл для себя, что хипповская система – это круто. Затем образовалась компания, которая называлась “Третья фак-команда”. В Тушино Кинчев создал свою группу – “Сломанный воздух”. Играли в основном западную рок-классику на танцах в Красногорске. Через два года “Воздух” окончательно “сломался” –группа распалась.

К тому времени Костя подрос, и на горизонте замаячила армия. Но ему она не грозила, так как классный руководитель по окончании школы написал Панфилову такую характеристику, после которой его поставили на учет в психиатрическую больницу. По словам Кинчева, это был классический способ “идти в рок-н-ролл”. Именно таким же путем косил от армии и Виктор Цой.

Начало. В 1978 году Кинчев поступил на экономический факультет в кооперативный институт, а в 1983 завершил свое высшее образование в Московском технологическом институте. Во время своей бурной молодости Костя услышал “Машину времени” и был поражен, – оказывается, рок можно петь и на русском языке! С тех пор он начал писать стихи. Стихи получались все больше странного, сатанинского содержания. Свое музыкальное образование Костя пополнил, проучившись по году в хоровой студии при Большом театре и в джазовой студии по классу бас-гитары. В 1983 году родилась кинчевская группа “Зона отдыха”, исполнявшая только его песни. Там Костя был гитаристом и вокалистом. Группа не смогла сыграть ни одного концерта, но зато записала альбом, многие песни из которого вошли в “Джаз”. В том же году на свет божий появилась группа “Хрустальный шар”, где играли Слава Задерий и Михаил Нефедов. Потом из “Демокритова колодца” в группу пришли Андрей Шаталин и Павел Кондратенко. Вокалистом стал Борис Борисов.

Первое значительное событие, которым ознаменовался 1984 год – встреча Кости с Майком Науменко. Как вспоминает Константин Евгеньевич, купив, как полагается начинающему музыканту, бутылку портвейна, он отправился к Майку. Они выпили. Майк, помолчав немного, сказал: “Ну, играй”. Ну, Костя и сыграл. С тех самых пор Кинчев попал в ленинградский андеграунд.

“АлисА”. Группа “АлисА” впервые заявила о себе на 2-ом фестивале Ленинградского рок-клуба в 1984 году. На одной сцене выступали “Аквариум”, “Зоопарк” и “АлисА”. Именно тогда Костя Кинчев увидел “Алису” и ему захотелось поиграть вместе с ними. Осенью этого же года Кинчев записал сольный альбом “Нервная ночь”, где на басу играл Святослав Задерий по кличке “Алиса”, который создал группу “АлисА”. Позже он пригласил из Москвы в Ленинград вокалиста и автора песен Костю. Так группа нашла своего нового члена. “Он писал стихи о том, о чем мы писали музыку”, - говорит Задерий, объясняя свой выбор. Как вспоминают об этом сами музыканты: “настоящая жизнь началась после того, как Задерий пригласил в группу москвича Костю Кинчева, взамен Бори Борисова”.

Автограф “Алисы” с двумя звездами предложил Энди Уорхолл, дизайнер “Beatles” и “Rolling Stones”. Джоан Стингрей, рекламируя на Западе “красную волну”, показала художнику фонограмму группы, и он на банке грибной подливки написал “АлисА” с двумя “А” в виде звезд. Джоан привезла банку Косте.

В феврале 1985 состоялись первые репетиции в новом составе. На 3-ем фестивале Ленинградского рок-клуба “АлисА” выступала уже с Кинчевым, где стала лауреатом. Это выступление стало началом той “Алисы”, которая дарила свою энергию всем, “кто отдал души ветру, кто знает, что такое любовь, но и умеет ненавидеть...”. В этом же году из группы ушел гитарист Андрей Шаталин, который получил диплом железнодорожника и уехал по распределению в Прибалтику. Позже в группу пришли Петр Сергеевич Самойлов и Игорь Чумычкин – люди, которые делали группу великой. С тех пор прошло много лет (аж 15!) – было всякое...

В 1987 году началась “Эра великих концертов”. Они объехали всю Россию, Венгрию, Францию, США. Армия “Алисы” продолжала множиться. В этот период были записаны альбомы: “Нервная ночь” (Доктор Кинчев и группа “Стиль”)-84 г., “Энергия” (“Доктор Кинчев и Сотоварищи”)-85 г., “Красная волна” (первая сторона нового альбома)-86 г., “Блок Ада”-87 г., “Шестой Лесничий”-89 г., “Шабаш” (двойной концертный альбом)-91 г., “Для тех, кто свалился с Луны”, “Черная метка” (после смерти И.Чумычкина), “Джаз”-96 г., “Дурень”-97 г., “Геополитика” (Кинчев и Рикошет - ремиксы)– 98 г., “Быль да Сказки” (CD-ROM)-98 г., ожидается к выходу альбом под названием “Солнцеворот”.

Альбомы. Свой первый альбом “Энергия” “АлисА” записала в 1985 году. Альбом писался тяжело: группа то распадалась, то снова собиралась. Записав бас на первых композициях, из группы ушел ее основатель – Слава Задерий. Слава исчез из группы очень быстро и странно, сказав во время одного из концертов осенью 86-го: “Подождите, я сейчас...”. Ему в спешном порядке нашли замену – басиста “Кино” Игоря Тихомирова, которому прямо в гримерке показали нужные аккорды. Через некоторое время Задерий все же вернулся в группу, и постоянно то пропадал, то снова появлялся в “Алисе”, пока в 1987 году не собрал новую команду “Нате!” – это название, кстати, придумал Костя. В итоге в группе остались: Михаил Нефедов, Петр Самойлов и Константин Кинчев. Но альбом все-таки был записан. Как считает его звукорежиссер Тропилло – это один из самых недооцененных альбомов в русском роке. Именно он предложил новое название оставшимся музыкантам “Доктор Сотоварищи”, но оно надолго не прижилось... “Энергия” стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи “Мелодия”. Ее тираж превысил 1000000 экземпляров.

Весной 1987 года “АлисА” начала работу над своим вторым альбомом “БлокАда”, который получился заметно тяжелее первого. Альбом был записан всего за три дня, но, несмотря на это, результат оказался превосходным.

В 1988 году в группу пришел новый гитарист Игорь Чумычкин, игравший в московской группе “99%” и участвовавший в записи альбома Юры Наумова “Перекати-поле”. Чума пришел в “Алису” вместе с клавишником из “99%” Андреем Королевым. В новом составе был записан альбом “Шестой Лесничий” и параллельно, на одном дыхании полуакустический-полухулиганский альбом “206, ч. 2”, который сразу исчез и нашелся через несколько лет в городе Жиганске.

Следующий альбом “Шабаш” решили делать концертным. Запись была произведена в Лужниках 28 октября 1990 года. Правда, в первоначальном варианте остались только ритм-секция и восторженный возгласы зрителей. Несмотря на это, концертная атмосфера сохранилась, и альбом получился очень “живым” за всю историю группы.

1993 год. “Черная метка”. Кинчев рассказывает: “Прежде всего, “Черная метка” – это моя реакция на гибель нашего гитариста Чумы (Чумычкина – прим. ред.). Он решил выйти из игры до срока. Как говорят панки, жизнь – это очередь за смертью, а кому-то обязательно хочется влезть без очереди. Я не могу его осуждать, хотя самоубийством он причинил боль очень многим. Что же касается песен на новом альбоме, то две из них написаны целиком Чумой, а еще к двум он написал музыку. Диск очень жесткий, злой. Так я выразил свое отношение к этой утрате. Я не могу его отпевать душевно и нежно, как человека, ушедшего естественным образом. Поскольку он взял на себя смелость сделать это, то и получил такое отпевание. Название альбома тоже символическое. Черная метка – это медиатор, и тот, кто взял его в руки, уже обречен. Рок для русского человека – судьба, от которой не уйти”.

В 1996 году вышел “Джаз” и хотя большая часть песен была написана очень давно, альбом наделал много шума. Кинчева начали обвинять во всех смертных грехах, вплоть (о ужас!) до пристрастия к попсе. Сам Кинчев об этом альбоме говорил так: “В феврале 1996 года выйдет наш новый альбом, который будет называться “Джаз”. Помимо того, что он мне нравится, он хороший еще и потому, что мы на нем заработали денег. Записывать помогала куча кайфовых музыкантов: Сергей Воронов, Петр Тихонов, Максим Лихачев – “бригадовские” ребята. “Бригаде С” - огромное спасибо, потому что это супермузыканты. А также Шол Клопер, Сергей Рыженко. Мы работали два месяца, вот сейчас все закончилось, и я даже как-то грущу по этому поводу”.

1997 год. Вышел альбом “Дурень”. Кинчев: “Хм, “Дурень” – помесь “Guns`n`Roses” с Надеждой Бабкиной, как говорит мой друг Рикошет. Все эти песни: “Печать зверя”, “Синий дым”, “Дурак и солнце” мы давно играли на концертах, поэтому алисоманы их выучили наизусть. Ведь они пишут там прямо на магнитофоны. Вообще “Дурень” - очень важный для меня альбом. Здесь каждая песня соединена лучом надежды”.

В 1998 году на свет появились ремиксы. Проект “Кинчев и Рикошет”. Рикошет молчит, говорит Кинчев: “Вот. Сидим с Рикошетом в Питере, на студии – очень большое удовольствие получаем, делая эти миксы. Страшно увлекательная штука. Делаем всё сами. Так веселее. Мы с Рикошетом сами себе и Эйнштейны. А потом: не нравятся ремиксы чужие. Этот Грув всеохватывающий – ну попса же, не могу слушать”. (“Рикошет – известный питерский персонаж. Известен, главным образом, многочисленными рок связями. Поработал со многими питерскими рок-группами как старой, так и новой генерации. Центральная фигура в жизнедеятельности бурно-тусовочного питерского места “Пушкинская, 10”: эдакий сквот – три разноформальных клуба – для компьютерной, кислотной и экстремальной молодежи плюс сеть мини-галлерей и мастерских, где трудятся и выставляют свои труды гиперпродвинутые питерские художники”. – прим. Капа Деловая).

Наркотики. Исповедь Кинчева: Я укололся впервые в 1976 году вместе с одноклассниками. Тогда же я впервые попал в Питер. И всю свою сознательную творческую жизнь я употреблял наркотики и алкоголь, был невоздержан в сексуальном плане, короче, все атрибуты, которые обычно привязывают к рок-н-роллу, в моей жизни присутствовали... В 1992 году я покрестился в православной церкви. И тем не менее продолжал “торчать”. Весь последний период я “торчал” очень плотно. Потом записал “Черную метку” – реквием по Чуме и остановился. Я не могу сказать, что альбом “Черная метка” – халявный, хоть и создан он под воздействием наркотиков. На самом деле это – большая серьезная работа: я хотел выразить свое состояние, поэтому он и получился таким черным, беспросветным. Остановила меня, конечно, Церковь и ощущение Совести. Нужно тебе – “торчи”, но тогда ты теряешь семью, близких – всех, потому что развивается очень мощный эгоцентризм. Ты превращаешься в непризнанного гения, попадаешь под власть “рогатого”, который тебе говорит: “Ты такой офигительный, а никто тебе не понимает. Ты крутой, а все – говно. Давай-давай, торчи”... Наркотики дают удовольствие, которого в реальной жизни наркоман недополучает. А когда человек чрезмерно жаден до удовольствий – это большой грех, потому что он весь отпущенный ему сосуд благости исчерпывает здесь, на Земле, и потом его ждет, в лучшем случае, пустота, если не хуже... Конечно, все рано или поздно умирают, но смысл жизни, ее ценность состоит только в Вере, только в том, чтобы спасти свою бессмертную душу. Если в эту сторону задумаешься, то, естественно, наркотики воспринимаешь как зло, которое тебе подсовывают. Для меня все это – словно прогулки по аду. Я там уже был и больше туда не хочу. Ничего хорошего там нет. Там страх и скрежет зубов. По раю наркотики не водят. А я хочу идти в сторону света.

Алисомания. 1 марта 1985 года в Московском дворце молодежи состоялся концерт, после которого, как считают сами музыканты, родилась великая армия “Алисы”. Кинчев: “...мне просто концерты играть нравится – вот без них застываю. Дома не в кайф – ехать все время куда-то хочется. А подростков – да, поколений пять уже на “Алисе” сменилось. Именно подростки всегда и будут на концерты-то ходить – пока это искренне, пока рок-н-ролл есть. Потому что только этому возрасту это надо. Видят они, как человека прет на сцене – и заводятся дико. А меня невероятно прет всегда. А подобного вокруг очень мало – вот и стараются не пропустить ни одного выступления. Дальше. Говоришь, алисоманы не меняются? Есть такая штука – эстетика, непрерывная, “алисовская”: красное на черном. В ней особый подраздел: мода. Она-то постоянно, из года в год меняется. Сначала куртки из кожзаменителя, галифе и боевой раскрас – ну, звезды на щеках. Им на смену – тельняшки с красными галстуками. Сейчас в Питере появились рэппера-алисоманы. В красных широких рубашках клетчатых ходят и как раз утверждают, что первый рэп-исполнитель на русском языке был ни кто иной, как Кинчев (“Тоталитарный рэп” - прим. ред.). Я на все эти брожения молодежные никак не влияю, но интересно со стороны глядеть все же”.

“Все в наших руках”, - открыв когда-то для себя этот философский постулат, Константин Кинчев с большим энтузиазмом закинул его в массы. Неизвестно, считает ли признанный рок-певец так и поныне, но то, что очень многие питерские фанаты от Костиных рук отбились, - это факт. Произошло неприятное событие после московского концерта, с которого Константин Кинчев, не долго думая, погнал всех питерских фанатов, невзирая на то что на концерт отправилась вся наиболее активная питерская тусовка, насчитывающая более 200 чисто алисоманских, алисомано-панковских и других родственных душ. Те из них, кто обладал материальными ресурсами, добирались в столицу на автобусах, остальные – проверенным собачьим методом, состоящим из нескольких пригородных электричек.

Со слов очевидцев, концерт начался нормально, но только лицо у Кости было необычным, что не замедлило сказаться примерно на 30-ой минуте действа. Начав исполнять одну из старых песен, с весьма символическим названием “Звезда свиней”, из которой не составляет труда заключить, кто звезда, а кто свиньи. Кинчев жестом остановил музыкантов и с физиономией, которая по профессиональным оценкам фанатов, больше всего подходила бы для песни “Соковыжиматель”, сказал, что петь не будет, пока, питерские ублюдки не покинут зал... Такого славного ласкового прозвища питерские фаны, уважающие до этого случая Костю Кинчева, как никто другие, удостоились якобы за то, что не иначе как в порыве бурой страсти и любви обгадили перед концертом парадную кумира, выразив ему таким образом свою пламенную признательность. По версии же самих питерских фанатов, все было кардинально противоположно. Фанаты утверждают, что “все это бред, нашим питерским, выездным, им просто на фиг не нужна Костина парадная. Они приехали чисто на концерт, им ни автографы их не нужны, ни даже сам Костя не нужен. Они за ним ездили в Сочи, Киев, Харьков, Минск, в тур с “Агатой” и нигде, извините, не насрали. Мы потом собрались все вместе и начали потихоньку вспоминать все, что было. Понимаете, в ту ночь мы ночевали у вокзала, остальные питерские - у зала. Так что в парадной в ту ночь никого не могло быть, кроме московских алисоманов. И мне кажется, что это чисто подстава московских, потому что Питер и Москва не ладили никогда, и не будут ладить, так как Москва – денежная столица, а Питер – культурная. Знаем мы даже одних московских товарищей, которые давно мечтали сделать подставу питерским”. По другой версии, правда, не очень убедительной, так вонюче пошутили над Кинчевым окрестные панки, не поделившие что-то накануне концерта с “чистокровными” алисоманами и отомстившие им. Однако в любом случае, даже в том, если Косте пришлось самому убирать грязь, непонятно, как он смог так быстро поддаться на провокацию и так жестоко обидеть Питер. Вероятно, и так считают сами фанаты, Кинчев просто начал забывать с годами, что вырастил его именно питерский рок-клуб, что питерские фанаты были с ним с самого начала. А вот дойдут ли они теперь с ним до конца?

В конце концов, Кинчев извинился перед питерскими фанатами, но, похоже, сделал это поздновато. Они ему уже не верят.

Личное дело. (Небольшой анкетный опрос)

-Без кого рок-н-ролл никогда не стал бы таким, каков он есть сегодня?

-Без Оззи Осборна.

-Какие три пластинки вы взяли бы с собой на необитаемый остров, зная, что слушать их придется до конца жизни?

-Ни одной. Тем более их там не на чем слушать.

-Если бы вы были шефов фирмы грамзаписи, с кем из исполнителей хотели бы заключить контракт?

-Если шеф не дурак, он должен заключать контракты с теми артистами, чьи альбомы хорошо продаются. Мой выбор Оззи Осборн.

-Авторство какой песни вы хотели бы присвоить?

-“National Acrobat” (Black Sabbath)

-Есть ли товар или услуга, которые вы согласились бы рекламировать на телевидении?

-Средство против угона автомобилей.

-Какой песней должен начаться творческий вечер, посвященный 50-летию творческой деятельности Константина Кинчева?

-“Как молоды мы были”.

-Всем хорошим во мне я обязан следующим книгам:

-Закон божий.

-Самый недооцененный талант в русском роке?

-Майк Науменко.

-Если бы у вас была куча денег, чем бы вы стали заниматься?

-Тем же самым, что и сейчас, только на другом уровне. Был бы другой качественный уровень. Но мои позиция и мировоззрение не изменились бы. Я бы не стал работать, как Филипп Киркоров, на потребу публике.

-Чего боится лидер группы “АлисА”?

-Я боюсь смерти. Внезапной. Не хочу в небытие, хочу в жизнь вечную. А жизнь вечная только через покаяние и молитву.

Кинчев о популярности. “Вся эта погоня за фетишами, фантомами такая “чешуя” недостойная, чтобы об этом думать. Всякие рейтинги... Я буду заниматься своим делом до той поры, пока мне не надоест. Деньги я всегда смогу заработать, а если душе нужен будет покой, то буду молиться, спасаться”.

О творчестве. “Иногда мне нравится то, что я пишу, иногда нет. Все зависит от настроения. Альбомы были у нас разные. Был альбом “Для тех, кто свалился с Луны” – он далеко не тяжелый. После смерти Чумы не могла не выйти “Черная метка”. Было ощущение злости и трагедии. В альбомах находит отражение душевное состояние. На самом деле не нужно никаких альбомов, а лишь смиренно, тихо созерцать эту жизнь. Но так как я слаб – хочется поделиться наболевшим”.

О церкви и вере. “К нам, творческим людям, церковь относится снисходительно. Мне дают исповедоваться пьяному, расхристанному. Церковь прощает мою беспутную жизнь. Беспутный, но брат. Церковь как столб стоит, стояла, и будет стоять – строгая, суровая и правильная. Мы как пылинки пролетим по этому свету. Католики, протестанты извращают веру, приспосабливают ее к сегодняшнему дню, а о кришнаитах и буддистах говорить нечего... Если в человеке нет веры, то этот вакуум заполняется суеверием”.

О рок-культуре. “Рок – это яростные приблуды. А если я еще мучу сознание подростков, которые ко мне, как к богу, относятся, так на мне, представляешь, какая задача лежит? Еще больше отвечать за свою жизнь. Этой бешенной жизни не выдержал Чума... Жизнь – пограничная, приходится балансировать. Живешь голым нервом, поэтому, чтобы успокоиться, появляются бухло, наркотики, и те, которые послабее, из окошка вылетают. Рок основан на более душевной основе, попса же просто зарабатывает деньги, не вкладывая сердце”.

Вот такой он - Константин Кинчев, с непростой судьбой и сложными взаимоотношениями с внешним и внутренним миром.

Эпилог. 7 марта 1999 года начался тур “15 лет красно-черных чудес”, в котором принимают участие группы “Алиса” и “Агата Кристи”.

Очерк по материалам местной, центральной и зарубежной печати. В выпуске также использована собственная информация.

ОЧЕРК ПОДГОТОВИЛИ И НАПИСАЛИ:

Десяткина Екатерина,

Сорокина Елена.


г Copyright Истерика 1999

e-mail: hysterics@mail.ru


Hosted by uCoz