ИСТЕРИКА

19.11.98 (2)

“Фэны –это страшные люди”

В.Бутусов


“Башкирский рок - самый башкирский рок в мире...”

НАШЕ ОТКРЫТИЕ СТЕРЛИТАМАКА

Слухи о тайном проникновении группы “Агаты Кристи” в город Стерлитамак дошли до наших ушей де-то в середине мая. Накануне отъезда мы все-таки позвонили в газету “Стерлитамакский рабочий”, где и услышали следующее: “Да, “Агата Кристи” к нам приезжает... А может быть, они у нас уже были?.. Хотя нет, не были... Приезжайте. Рекламой весь город заклеен. Когда выступают? Не знаю. На днях...”. И мы, естественно, поехали, понадеявшись только на русское авось.

Стерлитамак встретил нас радушно. Вооружившись неработающим диктофоном и набравшись самоуверенности, мы отправились интервьюировать молодежь. Народ оказался застенчивым и малообщительным. Все же общими усилиями нам удалось узнать следующее: концерт “Агаты” вроде был, но все, кто нам встретился, на нем не присутствовали (по разным причинам). Слушает опрашиваемая часть молодежи в основном “Восток”, “Браво” и “всякую музыку”. “Какую конкретно?” - “Какая есть” (!). Мы уже почти пришли к выводу, что рок в Стерлитамаке не котируется... И тут увидели на остановке двух неформалов, футболка одного из которых ясно гласила: “Metallica”. Особой разговорчивостью они, правда, тоже не отличались (возможно, всех смущал наш диктофон), но все же нам удалось узнать следующее: неформалы в городе есть, и их не так уж мало, все они собираются у местного рок клуба каждый вечер.

Это двухэтажное здание мы уже исследовали, но, натолкнувшись на запертую железную дверь, оставили попытки проникнуть внутрь, решив, что жизнь там давно умерла. Но вскоре выяснилось, что ларчик открывается просто. Когда мы подошли к зданию, у двери стоял высокий седовласый мужчина. Любопытство пересилило природную застенчивость, и мы подошли. Тут на нас снизошло озарение и вместо положенного “Здравствуйте!” (как подобает всем благовоспитанным девицам) мы заявили следующее: “Слушайте! А вы случайно не Гнусин?” Мужчина явно не ожидал такого крутого поворота, но все-таки ответил: “Да, это я!”. Так мы и оказались в гостях у Стерлитамакского рок клуба.

Вячеслав Сергеевич Гнусин (“Аксакал”): Президент стерлитамакского рок клуба имени Ю.Ю.Шевчука. Вечером, после починки диктофона, Вячеслав Сергеевич любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

-Вячеслав Сергеевич, расскажите о рок клубе. Как все начиналось?

-16 мая 1985 года в бюро Горкома нас официально утвердили. Он так и назывался – рок-клуб “Стерлитяне”. Сначала мы были в ДК химиков немножечко, потом ушли в ДК станкостроителей. Нам дали дискотечный зал. Мы там собирались два раза в неделю. Потом два раза в месяц. Была группа “Стерлитяне”, руководитель – Ильдар Хайруллин. Винил шел, записи и т.д., была тусовка. Провели в 86-м году первый фестиваль в Стерлитамаке, где было полно команд.

-А о фестивале можно поподробнее?

-О фестивале, о первом? Это в ДК станкостроителей. Аппаратура была хорошей, ну по тем временам. Правда, сгорел барабан неожиданно от перегрева. Одна группа еще не закончила, а барабан вспыхнул и сгорел. Все думали, что так и задумано, а на самом деле это было как авария. Фестиваль назывался “Премьера-86”. Потом мы их регулярно проводили. Горком, партия нам очень здорово помогали. Александр Иванович Борма, покойный, царствие ему небесное, хороший был человек. Потом нам стал помогать Спартак Галеевич Ахметов, теперь глава администрации. Ну, это все по доброй воле их. Потом получили помещение благодаря Спартаку Галеевич, библиотеку мед. комбината. Там мы пробыли почти три года. Потом мед. комбинату понадобилась она под лабораторию, а мы, благодаря инициативе Спартака, вот сюда попали, в этот дом. Вот с тех пор мы здесь и существуем уже 12 лет. Это уже дата...

Дом, в котором существует рок-клуб, снаружи выглядит как серый двухэтажный особнячок неказистого вида, ничем не привлекающий внимания. Никаких вывесок на нем нами обнаружено не было. Правда, впоследствии мы разглядели в окне второго этажа небольшую вывеску с отодранным углом, больше похожую на старую афишу. Но внутри все оказалось иначе. Несмотря на то, что на первом этаже еще идет ремонт (на втором его уже сделали), все здесь настолько пропитано атмосферой рок музыки, что это сразу чувствуется. Самая большая здесь комната - зал для выступлений. Его потолок расписан названиями зарубежных и отечественных рок групп (“Моральный кодекс” там был, а “Агаты Кристи” там не было). В зале - сцена, аппаратура. Все стены увешаны стенгазетами, посвященными Ю.Шевчуку. Наверху есть небольшая, уютно обставленная комнатка, где Вячеслав Сергеевич принимает гостей. В комнате - плакаты, памятные фотографии, рисунки, всевозможные фигурки и прочие прибамбасы. Там мы и удостоились чести быть принятыми. Усадив нас сразу за стол, нам предложили на выбор чай, кофе, мороженое, водку и сушки. Мы выбрали кофе и сушки с мороженым, высыпав на стол имеющееся при нас печенье... А внизу, в полуподвале, являющимся по совместительству кухней, мы обнаружили шикарную библиотеку. К вечеру гостеприимные хозяева просто задарили нас подарками...

-Вячеслав Сергеевич, а написать вам в рок-клуб можно? Почтовый адрес у вас какой-то есть?

-Да, есть. Стерлитамак, Худайбердина, 22. Рок-клуб официально зарегистрирован, у нас есть свой счет и прочее. То есть мы являемся городским подростковым рок клубом им. Ю.Шевчука. Шевчук разрешил, нам свое имя дал... Ветеран, значит, вот сидит, Ильдар Ханнанов, это, можно сказать, самый крутой из ветеранов. Глеб Чичко, которого все в Уфе знают как облупленного, он свое дело сделал. Группа “Поручик Ржевский” у него. А сейчас в городе работает рок-н-ролльная группа “ДКФ” (“Дети капитана Флинта”). Ну, это стабильно. То есть они репетируют, дают концерты.

-За эти 12 лет сильно изменилась и власть, и время. Это как-то отразилось на рок музыке и жизни рок клуба?

-Изменилось время, интересы, сменились стереотипы, критерии оценок. В общем, все изменилось. Сейчас рынок, это не секрет. Значит, альтруистское самопожертвование - это не модно, не интересно и не нужно. Никаких у нас меценатских фондов нет, и не будет долго. Рок-н-ролл практически интересует только фэнов и людей, занимающихся музыкальной культурой. Комсомол функционировал четче, хоть его сейчас и ругают вовсю. При минимальных затратах он мог что-то сделать. Сейчас кругом деньги. Денег нет - пошел вон. В городе не трогают. Хочешь - живи. Создавай фирмы, торгуй. А то, что ты - человек творческий, то, что ты пишешь стихи, песни, у тебя работает интеллект - это никого не волнует. Все остальное - попса - быстрые, шустрые, бодрые, локтями прокладывают дорогу - и вперед. А инакомыслие никуда не делось... Оно было и будет. Появится оппозиция, появятся лидеры, которые будут сидеть по лагерям. А это все, братцы, не то. И в музыке так же. Поэтому и тексты стали... Вот, например, “Чиж” - очень они круто, оригинально поют! Казалось бы, социальная направленность исчезла. Как это исчезла? Ни черта подобного! Вот, например “На-На”, которые были салонные ребята, и вдруг запели про комбайн и свеклу. С чего бы это вдруг? Нечего им делать? Или Юра. Ну, в свое время, конечно, “Иван Помидоров”, “Я - церковь без крестов” и прочее, а вдруг он запел лирику, такую вот “Осень” да не одну. Но вдруг опять после Чечни - пулемет, и давай из него строчить! Юра - умный человек. Он тоже соображает, что к чему идет. Или вот вы, например, знаете Костю Кинчева. Армия “Алисы” что в Уфе делала? Это в Стерлитамаке более-менее спокойно с ним здесь сидели, разговаривали. Он очень милый, прекрасный человек, культурный. Ну, имидж. На сцене он - артист. Еще бы не хватало, Костя вышел, сопли на сцене размазывать - не бывает такого. Так же как и “Агата Кристи”. Ребята на сцене жесткие, драйв гонят, железно, в темпе все. В обычной жизни пьют спокойно пиво, разговаривают там, прочее. Они в Стерлитамаке были, хорошие ребятишки, милые. Работают нормально, и у них профессиональный уровень высокий. Они вот долгое время работали живьем, так же как и “ДДТ”, никаких “минусов”, никаких фонограмм, ничего.

-Вячеслав Сергеевич, а как насчет башкирского рока?

-Башкирский рок - как жил, так и будет жить. Башкирский рок - самый башкирский рок в мире, никуда он не денется. Рок-н-ролл, он не умрет. Это часть культуры, она уже почти классика. “Битлз” - это уже никуда не выкинешь. Например, когда упоминают Паганини, через десять фамилий вдруг неожиданно и “Битлз” вспоминают. Рок-н-ролл - он сам уже по себе контора. Подрастающее поколение слушает, само культуру по вкусу отбирает.

...Первая неформалка, с которой мы познакомились в Стерлитамаке, звалась Еленой Макарихиной. Ее-то, днем, Вячеслав Сергеевич нам и придал в качестве гида. Вечером в рок клубе стал появляться народ, и мы познакомились с людьми, каждый из которых по-своему талантлив и уникален.

Ирина: Родилась в Башкирии, 14 лет прожила в Белоруссии. Там окончила Гродненское училище искусств, получила две специальности - художник-оформитель и преподаватель начальных классов по изобразительному искусству. У нее уникальный талант - мелкая лепка. Готовила коллекцию на выставку “Урал-96”. Сделала фигурки изумительной красоты, но в творческом экстазе все разбила, решив начать новую. Известная в Уфе В.Кузнецова признала у нее огромный талант. Вячеслав Сергеевич говорит, что Ирина “... в перспективе должна и обязана сделать... нечто новое и грандиозное! Ирина владеет редким качеством как лепщик. Она лепит из подручного материала: из теста, из обычной глины”. Панковала, тусовалась с хиппи, мама и папа - тоже хиппи. Читает Шекспира. Не любит “Седой Урал”. Ей нравится “Стерлитамакское” и “Соляная пристань”. Говорит, что белорусское пиво хуже, чем башкирское. “Я вообще пью все, что горит”, - заявила она. По мере общения с Ириной мы неожиданно выяснили, что интервью берут у нас. Девушка оказалась в меру застенчивой, но ужасно находчивой и хитрой. На эту уловку (позор на наши седые головы!) мы попались раза два. К нашему счастью, Ирина еще грандиозно разбирается в технике. Она доказала это, починив наш диктофон минут за 15. За что ей отдельное огромное спасибо! В Уфе она была раз проездом. Особые приметы - в правом ухе Ирины пять дырок и четыре серебряные серьги. В конце нашего “интервью” Ирина скромно заметила: “Ну, вот и все обо мне!” На что Ханнанов заявил: “Настоящий художник необъятен!”

Ильдар Ханнанов (гр. “Мерлин”): Пить, курить, играть на гитаре и петь начал с 14 лет. Тексты, музыка, вокал и 90 процентов аранжировок принадлежат ему. Музыку пишет не на основе рок-н-ролла, а на основе фольклора (английского, венгерского, чешского, индийского и т.д.).

-Ильдар, каков стиль вашей группы?

-Стиль группы – новая волна, с примесью соло. Ближе всего из российских исполнителей нам Линда. Из западных – Тина Тернер.

-Состав группы?

-Если вспомню их фамилии...

-Давно не виделись?

-Летом мы не работаем – нет средств. Дошли до уровня, когда хочется получать деньги. Но это сложно. Шоу-бизнес у нас не развит. Воруют много – вот и вся причина. А насчет состава... Лена Чагина – бэк-вокал, на бас - гитаре – Виталий Могучев. Наталья Позднякова – клавишные. На барабанах пока Ришат Валеев. Барабанщики у нас сезонные.

-А у участников группы есть музыкальное образование?

-Наталья учится в пединституте на третьем курсе начфака на преподавателя музыки. У Ришата нет никакого музыкального образования.

-А сами?

-У меня музыкального образования нет. Но есть другое. Исторический факультет БГУ.

-Когда состоялся первый концерт вашей группы?

-В 1996 году, но маленький. Серьезное выступление было у нас 29 июня на Дне молодежи (в Стерлитамаке). Это наше самое массовое выступление. А хотите, расскажу рецепт песни, то есть, как ее можно написать?

-Конечно, хотим.

-Песня должна быть тупой и понятной. В куплете можно писать все что угодно. Припев должен быть запоминающимся и коротким. Вот так вот.

Саша Руть. В рок клубе существует гитарное отделение, которое ведет Саша. У него талант педагога. Классическая техника, работа с нотами – всему этому обучает Саша ребят, которые, как говорит Вячеслав Сергеевич, “через полгода – год... будут делать у нас рок-н-ролл”.

Слава Халимов (“Чеченец”): На днях его забирают в армию. У него потрясающий талант художника – почти весь рок-клуб расписан им. Потолок, стены, стулья... Отовсюду на вас смотрят знакомые лица, нарисованные Славой, всюду мелькают до боли знакомые названия рок групп.

-Вячеслав Сергеевич, и напоследок несколько слов...

-Всем огромный пламенный привет. Нам тяжело, но будем жить. Никуда мы не денемся. У нас сейчас в рок клубе человек 30-40 (это раньше говорили: “давайте больше, давайте 1000”), зато у нас остались такие люди, которым это на самом деле нужно. Мы не социальный институт. Меня никто не уполномочивал быть психологом Стерлитамака. Я – это я. И тот, кому интересно, здесь торчит.

Вячеславу Сергеевичу уже 59. Держится рок-клуб на энтузиазме, альтруизме и доброй воле. Настоящая коммуна рок-н-ролла – кто что принесет. У клуба огромные финансовые затруднения. Телефон отключили за неуплату. Задолженность за электричество заплатила уфимская фирма (мир не без добрых людей), воду берут в соседнем доме. Вот так: “За что боролись, на то и напоролись”. Музыканты уходят в коммерцию, где нет духа свободы. Пропадают талантливые люди. И все-таки, вопреки всему, рок-н-ролл жив!

 

P.S. Уфа – Уфой, столица – столицей, а такого рок клуба мы в столице не видели. Нет его и не было. И, подозреваем, не будет. Хотя надежда в человеке умирает предпоследней (последним умирает человек).

НОМЕР ПОДГОТОВИЛИ И НАПИСАЛИ:

Десяткина Екатерина,

Сорокина Елена.


г Copyright Истерика 1998

e-mail: hysterics@mail.ru


Hosted by uCoz